Пиаже Жан


Годы жизни: 1896-1980.

Швейцарский психолог, родоначальник теории когнитивного развития. В свое время На ранних этапах интересовался психоанализом. Работал в школе для мальчиков вместе с Альфредом Бине – создателем теста интеллекта. Во время проведения многократных тестов на интеллект Пиаже заметил, что дети совершают одни и те же ошибки, которые не делают люди более старшего возраста. На основании своих выводов создал теорию развития, основанную на биологических законах.

Отечественные психологи упрекали Пиаже в том, что он уменьшает значение обучения, среды, в которой ребенок живет и учится. С точки зрения Пиаже, интеллектуальное развитие – процесс спонтанный, обусловленный биологически.

Согласно Жану Пиаже, ребенок проходит через несколько стадий развития:

  • От рождения и до двух лет длится стадия сенсомоторного интеллекта. В этот период происходит организация двигательного взаимодействия, осуществляются непосредственные манипуляции с предметами. Их символическое отражение еще не представлено в сознании;
  • С 2 до 7 лет происходит формирование предпонятий, переход от сенсомоторного интеллекта к оперированию представлениями. Развивается эгоцентризм, проявляющийся как относительно себя самого, так и относительно предметов, в которых выделяется ведущий признак, остальные игнорируются. Изменения, происходящие в предметах, не замечаются;
  • С 7 до 11 лет формируются конкретные операции, осуществляются координированные действия. В этот период ребенок учится обобщать, работать с классами предметов, устанавливать логические связи между группами.
  • С 11 до 15 лет длится этап формирования формальных операций. Подросток учится делать выводы относительно того, что может произойти. Возникает гипотетико-дедуктивное познание, для которого характерны комбинации вариантов).

 

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много