Дети с ограниченными возможностями


Несмотря на все происходящие изменения, возросшую толерантность к тем, кто отличается от других, можно по-прежнему столкнуться с предвзятым отношением к людям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам. Детей с ограниченными возможностями не хотят брать в обычные садики и школы. Это неприятно и обидно, поскольку многие из них дадут форы здоровым ребятишкам, ведь, физические отличия при интеллектуальной сохранности никак не влияют на способность к обучению.

Дети с ограниченными возможностями

Объективно родителям не стоит волноваться, что их ребенок не сможет получить нормальное образование, если у него проблемы с передвижением. Во-первых, эти проблемы решаемы (хотя и не всегда, поскольку доступная среда не повсеместна). Во-вторых, школы предлагают надомное обучение — на все время или на периоды, когда у ребенка есть особенные трудности, например, после перенесенной операции.

Итак, что делать, чтобы возможности ребенка-инвалида были реализованы, чтобы он чувствовал себя комфортно?

  • Вырабатывайте у него уверенность в себе. Отношение ребенка к самому себя определяется, в первую очередь, отношением к нему родителей, ближайшего окружения;
  • Помогайте развиваться всем возможным умениям и навыкам. Чем большему он научиться, тем комфортнее станет себя чувствовать;
  • Говорите ему правду. Не надо делать вид, что ему не о чем волноваться. Волноваться есть о чем. Не надо говорить, что он такой же, как все. В определенном смысле да, но в определенном — однозначно нет. Он отличается. Признайте его особенности и научите его принимать их без стеснения. Не стыдно быть другим. Все азные. Особенности есть у всех, просто у большинства они скрыты. Это могут быть особенности характера, обучения и так далее;
  • Познакомьтесь с учителями. Расположите их к себе. Отношение учителя к ребенку в определяющей степени влияет на отношение к нему других детей;
  • Поддерживайте с ребенком по-настоящему хорошие отношения. У вас с ним должна быть обратная связь. Он должен знать, что в случае возникновения трудностей ему будет с кем их обсудить, не боясь, что его сразу заберут из школы. (Многие родители реагируют именно так: «Я боялась (боялся), что ему будет нелегко. Вот доказательство. Надо его переводить в специализированную школу (забирать из этой)». Дети, несмотря на трудности, не хотят уходить из школы. У них могут возникать те же проблемы, что и любых других детей. Важно отличать обычные трудности от специфических. Но и с последними можно справиться.

Дети-инвалиды в школе

На самом деле, часто именно родители против того, чтобы дети с ограниченными возможностям посещали школу, обычную школу. Им кажется, что дети пострадают, что их будут обижать, что они не справятся со школьной программой. Насколько обоснованы эти опасения? Лишь в некоторой степени. Отношения в классе зависят от характера ребенка. Вы найдете немало примеров, когда обычные ребята дружат, помогают тем, кто нуждается в помощи. Так что родители проецируют собственные страхи. Да, ребенок отличается от других, но только внешне. Как он будет себя чувствовать, в первую очередь, зависит от вас — от родителей. Если вы сомневаетесь, что ваш ребенок может справиться с обычной нагрузкой, что он не слишком стрессоустойчив, что он никому не интересен как человек, он будет себя чувствовать неуверенно, у него возникнут трудности с общением.

Вокруг нас немало людей, которые сильно отличаются от других. Вы можете прочитать здесь историю особенного ребенка, который живет обычной жизнью. Эта история написана взрослым человеком, преодолевшим стереотипы.

И еще один нюанс. Некоторые родители не в силах смириться с тем, что их ребенок особенный. У них происходит внутренняя борьба: люблю и не принимаю одновременно. «Не принимаю» может принимать разные формы,начиная от чрезмерной строгости, заканчивая гиперопекой. И то, и другое отношение мешает видеть ребенка таким, какой он есть. Если Вы чувствуете, что у Вас неоднозначное отношение к своему ребенку, разберитесь с этим. К ребенку это не имеет никакого отношения, а Вам обоим будет очень мешать.

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много