Дети с ограниченными возможностями


Несмотря на все происходящие изменения, возросшую толерантность к тем, кто отличается от других, можно по-прежнему столкнуться с предвзятым отношением к людям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам. Детей с ограниченными возможностями не хотят брать в обычные садики и школы. Это неприятно и обидно, поскольку многие из них дадут форы здоровым ребятишкам, ведь, физические отличия при интеллектуальной сохранности никак не влияют на способность к обучению.

Дети с ограниченными возможностями

Обучение

Объективно родителям не стоит волноваться, что их ребенок не сможет получить нормальное образование, если у него проблемы с передвижением:

  • во-первых, эти проблемы решаемы: сейчас доступная среда - один из приоритетов;
  • во-вторых, школы предлагают надомное обучение — на все время или на периоды, когда у ребенка есть особенные трудности, например, после перенесенной операции.

Как помочь?

Итак, что делать, чтобы возможности ребенка-инвалида были реализованы, чтобы он чувствовал себя комфортно?

  • Вырабатывайте у него уверенность в себе. Отношение ребенка к самому себя определяется, в первую очередь, отношением к нему родителей, ближайшего окружения;
  • Помогайте развиваться всем возможным умениям и навыкам. Чем большему он научиться, тем комфортнее станет себя чувствовать;
  • Говорите ему правду. Не надо делать вид, что ему не о чем волноваться. Волноваться есть о чем. Не надо говорить, что он такой же, как все. В определенном смысле да, но в определенном — однозначно нет. Он отличается. Признайте его особенности и научите его принимать их без стеснения. Не стыдно быть другим. Все разные. Особенности есть у всех, просто у большинства они скрыты. Это могут быть особенности характера, обучения и так далее;
  • Познакомьтесь с учителями. Расположите их к себе. Отношение учителя к ребенку в определяющей степени влияет на отношение к нему других детей;
  • Поддерживайте с ребенком по-настоящему хорошие отношения. У вас с ним должна быть обратная связь. Он должен знать, что в случае возникновения трудностей ему будет с кем их обсудить, не боясь, что его сразу заберут из школы. (Многие родители реагируют именно так: «Я боялась (боялся), что ему будет нелегко. Вот доказательство. Надо его переводить в специализированную школу (забирать из этой)». Дети, несмотря на трудности, не хотят уходить из школы. У них могут возникать те же проблемы, что и любых других детей. Важно отличать обычные трудности от специфических. Но и с последними можно справиться.

Дети-инвалиды в школе

Предубеждения родителей

На самом деле, часто именно родители против того, чтобы дети с ограниченными возможностям посещали школу, обычную школу. Им кажется, что дети пострадают, что их будут обижать, что они не справятся со школьной программой.

Насколько обоснованы эти опасения? Лишь в некоторой степени. Отношения в классе зависят от характера ребенка. Вы найдете немало примеров, когда обычные ребята дружат, помогают тем, кто нуждается в помощи. Так что родители проецируют собственные страхи. Да, ребенок отличается от других, но только внешне. Как он будет себя чувствовать, в первую очередь, зависит от вас — от родителей.

Если вы сомневаетесь, что Ваш ребенок может справиться с обычной нагрузкой, что он не слишком стрессоустойчив, что он никому не интересен как человек, он будет себя чувствовать неуверенно, чувствуя Ваше отношение. У него возникнут трудности с общением.

Проблемы у детей с ограниченными возможностями часто такие же, как и у обычных. Родители задаются теми же вопросами: как научить ребенка учиться? Как привить любовь к чтению? В подростковом возрасте встают те же вопросы. Почему подросток не хочет разговаривать, как помочь ему справиться с трудностями, как наладить отношения со сверстиниками...

Вокруг нас немало людей, которые сильно отличаются от других. Вы можете прочитать здесь историю особенного ребенка, который живет обычной жизнью. Эта история написана взрослым человеком, преодолевшим стереотипы.

Принимаю ли я своего ребенка таким, какой он есть?

Ограниченные возможности

И еще один нюанс. Некоторые родители не в силах смириться с тем, что их ребенок особенный. У них происходит внутренняя борьба: люблю и не принимаю одновременно.

«Не принимаю» может принимать разные формы,начиная от чрезмерной строгости, заканчивая гиперопекой. И то, и другое отношение мешает видеть ребенка таким, какой он есть.

Еще один нюанс: что подумают другие? Жалеют они меня? Как относятся к моем ребенку? Мнение других бывает очень важным. Однако если ориентироваться на него в ситуации с собственным ребенком, независимо от его состояния здоровья, кстати, можно зайти в тупик. У других есть свои дети. Они занимаются ими так, как считают нужным. А здесь ответственность за ребенка на Вас. Поэтому Вы имеете право игнорировать советы, замечания, пожелания других людей. 

Если Вы чувствуете, что у Вас неоднозначное отношение к своему ребенку, разберитесь с этим. К ребенку это не имеет никакого отношения, а Вам обоим будет очень мешать.

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много