Как достичь цели?


Если цель, ради которой мы начинаем шевелиться, имеет биологическую основу, если в ее основе лежат базовые потребности, мы действуем энергично, не раздумывая. В этом случае нет необходимости строить планы, думать о мотивации. Все естественно.

Допустим, мы хотим есть. В этом случае мы не мучаем себя вопросом - как достичь цель и наесться. Мы быстро решаем, где и чем можно подкрепиться. Если мы хотим спать и нет никаких причин этого не делать, мы находим место для сна. И так далее.

И нет ничего проще, когда цель достичь не трудно, когда ее достижение - это сплошное удовольствие. Хочу пойти с друзьями гулять, и иду. Хочу кататься на велосипеде - еду. Сила, побуждающая нас действовать в этих случаях велика. Она подкрепляется желанием, положительными эмоциями. 

А если цель достичь трудно?

Как достичь цели

Трудности начинаются там, где нет побуждающих потребностей, где цель отдалена, а усилия нужно прилагать сейчас. Вознаградятся они не скоро.

Например, я хочу стать сильным и выносливым. Для этого нужно заниматься. И результат станет заметен не сразу. Или я хочу говорить на французском языке. Понятно, что за день я его не выучу. Как заставить себя действовать в подобной ситуации? Как достичь цели?

Каждый отвечает по-своему. Если Вы не хотите напрягаться, вряд ли Вы добьетесь того, чего хотите. Если цель имеет для Вас значение, если Вы готовы шевелиться, действовать, развитие мотивации пойдет быстрыми темпами.

Можно ли обойтись без мотивации? Можно, если у Вас все есть и нет желаний, ради которых стоит стараться: Вы знаете, что так или иначе получите желаемое. Если у Вас все есть, а напрягаться Вы не хотите, двигаться Вы начнете лишь тогда, когда Вас заставит необходимость.

Взрослый человек от такой ситуации не страдает. Для ребенка же полное изобилие означает риск навсегда остаться инфантильным. Гармоничное развитие в обязательном порядке включает в себя постановку и достижение цели. Копить деньги на желанную игрушку. Хорошо учиться, чтобы иметь возможность проводить время с друзьями (а в более старшем возрасте — чтобы поступить в выбранный вуз), чтобы побеждать на Олимпиадах. Заниматься спортом, чтобы стать сильнее, стать более ловким. Следить за собой, больше узнавать, чтобы понравиться девочке, не разъедаться, чтобы понравиться мальчику. И так далее

Добиваясь цели, ребенок лучше узнает свои возможности. У него повышается самооценка. Он чувствует себя более независимым, потому что достиг цели благодаря своим усилиям. Не имея подобного опыта, человек рискует вырасти нерешительным, неуверенным в себе. Будучи взрослым, он не отстаивает свое мнение, не пытается бороться. К этому же приходят и те, кто в детстве пытался проявить себя, но постоянно сталкивался с критикой, насмешкой, осуждением. Так формируется выученная беспомощность.

Формирование мотивации

Формирование мотивации деятельности

Несмотря на то, что способность прилагать усилия во многом является навыком, который лучше формируется в детском возрасте, взрослый человек может найти в себе силы, чтобы стать настойчивым, целеустремленным, ответственным, дисциплинированным. Часто для этого необходимо избавиться от комплекса неполноценности, который мешает поверить в свои силы.

Формирование мотивации — процесс длительный и не слишком простой. Не обмынывайте сами себя: если дисциплина и целенаправленная деятельность для Вас слишком изнурительны, мотивация не появится быстро. Придется меняться, делать то, что непривычно. Самое трудное — отсутствие результата на протяжении длительного времени или необходимость прилагать очень большие усилия в течение короткого периода времени. Однако, если цель важна, Вы сумеете справиться с ленью и неуверенностью. а значит, добиться успеха

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много