Гуманистическая психологя


В 60-х годах ХХ века сформировалась гуманстическая психология. Ее основателями стали Ролло Мэй, Карл Роджерс, Джеймс Бьюдженталь, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу. В центре внимания -  человек как целостная система, он рассматривается как активный субъект, а не как сумма частей. Целью психотерапевтической работы является самоактуализация личности, возможная в условиях благоприятной среды. Угнетающая среда препятствует развитию. Предметами исследования становятся любовь, свобода, творчество, ответственность, психическое здоровье, глубинное общение, высшие ценности. Субъективный опыт – важнейший фактор человеческого существования. Последнее утверждение – камень преткновения с точки зрения ряда ученых, которые считают, что Г.П. – это больше идеологическое направление, нежели научная школа. Научная психология настаивает на том, что объект изучения должен подвергаться полноценному исследованию, наблюдению и проверке.

Согласно данной концепции, каждый человек обладает ресурсом для выздоровления. Психолог в ходе терапевтических встреч проявляет эмпатию, поддержку, внимание к переживаниям клиента, создает условия для реализации потенциала, познания себя, принятии ответственности за свои выборы в жизни.

Гуманистическая психология исходит из принципа, согласно которому есть только здесь и сейчас. Прошлого еще нет, будущее еще не наступило. Жить можно только сейчас. Только сейчас можно меняться, принимать решения, реализовываться. В ходе терапии акцент делается не на поведении, а на осознании и отреагировании эмоций, понимании собственных потребностей. На принципах Г.П. базируется гештальтерапия Ф. Перлза, клиентоцентрированная терапия К. Роджерса, логотерапия В. Франкла.

Одним из достижений Г.П. стала гуманистическая педагогика, базирующаяся на недирективном взаимодействии учителей с учениками и направленная на раскрытие способностей учеников.

 



 

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много