Ребенок-аутист


В нашем обществе много парадоксов. Выпивающий отец – это статистическая норма. А ребенок, не такой, как все остальные, - вызов обществу, потому что общество не желает его признавать и понимать. Мы говорим о детях, страдающих аутизмом. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно их количество возрастает на 13 процентов. Это данные за последние 7 лет.

В России ребенок-аутист по-прежнему часто приравнивается к душевнобольным. Нередко детям с аутизмом ошибочно выставляется диагноз «шизофрения». Опытных специалистов, которые верно оценят состояние ребенка, не так уже много. Поэтому рассчитываем на себя. Чем раньше аутизм распознается, тем легче ребенок адаптируется к жизни, тем лучше он разовьется.

Итак, на что обратить внимание? Начнем с начала. Причины аутистического расстройства однозначно на определены. К ним относят генетические отклонения, нарушения в развитии плода, болезни, перенесенные матерью во время беременности, и родовые травмы. Соответственно, если роды протекали с осложнениями, если во время беременности будущая мама болела, за развитием малыша стоит наблюдать тщательнее, включая дополнительные осмотры специалистами.

Однако никакие врачи не увидят всего, что видит мама. В нашей стране аутизм как диагноз выставляется в 2,5 – 3 года. К этому времени компенсировать особенности развития становится труднее, но все же возможно. На что же стоит обратить внимание, если малышу не исполнилось год или два? Вам помогут определиться следующие признаки:

  • Малыш избегает прямого взгляда, почти никогда не улыбается в ответ,
  • Он не страдает от недостатка тактильного контакта, может от него уклоняться,
  • Не проявляет радости, когда родители протягивают к нему руки,
  • Часто не откликается на свое имя,
  • Любит играть предметами, не любит общаться,
  • Может часами играть одной и той же игрушкой, совершать повторяющиеся действия, наблюдать за крутящимся барабаном стиральной машины, качаться на стуле,
  • С опозданием реагирует на резкие звуки – лай собаки, клаксон машины,
  • С большим трудом переключается с одного занятия на другое,
  • Акцентирует внимание на определенном цвете или звуке. Например, берет  только зеленые игрушки,
  • Любит ощупывать, нюхать, облизывать предметы,
  • Царапает и кусает себя,
  • Проявляет непонятные, несоответствующие ситуации реакции. Может внезапно заплакать или засмеяться,
  • Лениться жевать твердую пищу, упорно ест только жидкие блюда,
  • Любит одни и те же блюда и продукты, от новых отказывается,
  • С большим трудом приучается к горшку.

 По данным исследователей, если диагноз "аутизм" выставлен до того, как ребенку исполнилось 1,5 года, с помощью коррекционных мероприятий, в том числе специально разработанных программ, к 7 годам особенности ребенка-аутиста могут быть настолько сглажены, что перестают играть решающую роль в его развитии.

Существует несколько специальных программ, направленных на коррекцию поведения, эмоционального состояния, развитие интеллекта, которые доказали свою эффективность. К ним относятся ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия, кинезотерапия, аниматерапия, танцевльная терапия..

Что могут помочь ребенку-аутисту родители? Что можно и нужно делать постоянно?

Поскольку аутизм относится к расстройствам, для которых характерны нарушения в социальном взаимодействии, у ребенка нужно развивать эмоциональный интеллект. Чаще берите его на руки, обнимайте, улыбайтесь, несмотря на отсутствие встречной реакции. Со временем малыш станет лучше разбираться в эмоциях. А это крайне важно для любого общения.

Развить эмоциональную сферу и интеллект помогают животные. Тактильный контакт, эмоциональное взаимодействие очень полезны для малыша.

Если Ваш малыш склонен к гневу, часто раздражается, сохраняйте спокойствие, будьте выдержанны. Так Вы сможете косвенным образом влиять на его вспышки. Вы также можете научить ребенку справляться с негативными эмоциями.

Стремление к упорядоченности и предсказуемости, как симптом заболевания, говорит о необходимости четкого распорядка дня. Предметы, особенно в комнате ребенка, должны всегда лежать на своих местах. В противном случае у малыша нарушается душевное равновесие.

Конструктивное общение с ребенком достигается с помощью предельно простых фраз – просьб, побуждений к действию. «Возьми зеленый мяч», «Принеси машинку», «Достань игрушку». Вопросы также должны быть простыми и понятными: «Будешь яблоко?», «Хочешь суп?». Если ребенок не понимает, можно сопровождать свою речь картинками или жестами.

Ограничивайте монотонную деятельность ребенка. Это не значит, что нужно запрещать делать то, что ему нравится, что его успокаивает. Важно установить временные рамки.

Четко объясняйте, что и почему Вы делаете или к чему побуждаете малыша: «Надо есть кашу, чтобы не болел животик». Объясняйте его и свои чувства. «Я расстроилась, потому что ты плакал».

Дети, страдающие аутизмом, часто имеют высокий интеллектуальный потенциал. Они, как и любые другие дети, могут стать музыкантами, писателями, математиками и так далее. Однако поскольку они обладают определенными особенностями, к тому же часто бывают ленивы и апатичны, им приходится больше сил тратить на обучение. Поэтому чем раньше начнется коррекция их состояния, тем большего результата можно достигнуть. Важно любить такого малыша, как любого другого.

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много