Ошибки воспитания как фактор риска развития зависимостей


Все мы хотим своим детям добра. Мы хотим, чтобы они были умными, счастливыми, красивыми. При этом мы часто забываем, что самый действенный лучший стиль воспитания — это собственный пример. Мы кричим, негодуем, ведем себя непоследовательно, злимся, а от ребенка требуем безупречного поведения. Многие из нас из самых лучших побуждений совершают ошибки, которые делают ребенка неуверенным в себе, боязливым, застенчивым или, наоборот, агрессивным, провоцируют риск развития зависимостей. Что же оказывает на ребенка негативное влияние?

Ошибки воспитания, рискующие привести к развитию зависимостей:

  • Психологическое насилие: игнорирование, бойкотирование, запреты: «Либо будет так, как я сказал(а), либо никак», требования беспрекословного послушания. (Как правило, такое поведение возникает из-за бессилия, когда мы не знаем, что делать.) В результате у ребенка формируется страх наказания, страх быть отвергнутым, оказаться нелюбимым. В этом случае хорошее поведение, поведение, одобряемое родителями, — это залог хороших отношений. Поведение, которое, с точки зрения родителей, является плохим, порождает ощущение ненужности, одиночества. Это трудно переносимое состояние для взрослых, не то что для детей. Конечно, при первой же возможсности они захотят избавиться от тоски и печали;
  • Физическое наказание. Вы удивитесь, сколько родителей и сегодня считают физическое наказание действенным методом воспитания. «Придется учить тебя уму-разуму. Меня так отец воспитывал, и правильно, видишь, я стал человеком!» Каким человеком стал отец, остается за кадром. С точки зрения педагогики, а также законодательства нашей страны, отец, мягко говоря, не пример для подражания. А если называть вещи своими именами, отец совершает преступление, поднимая руку на своего ребенка. Физическое насилие порождает страх и гнев, которые требуют разрядки. Избавиться от них, будучи ребенком, непросто, а в более старшем возрасте можно самыми разными способами, в том числе и путем употребления различных психоактивных веществ;

Риск развития

  • Принижение значимости и ценности ребенка как человека: «Ты еще слишком мал, чтобы иметь свое мнение», «Мы лучше знаем», «У тебя в друзьях никого стоящего», «Кому ты нужен, кроме нас — родителей?!» Подбное отношение также становится причиной низкой самооценки, неуверенности в себе. А самоувердиться хочется, особенно по мере взросления. Как это сделать? Вести себя как те, в чью компанию хочется попасть. И употребление разного рода веществ — повод быть принятым в некоторые компании, заслужить уважение (особенно на первых порах);
  • Сравнение и высмеивание как желание стимулировать ребенка: «Будешь столько есть, станешь, как корова!», «Будешь плохо учиться, станешь работать за копейки», «Ведешь себя, как сын тети Оли, за которым уже полиция присматривает. Ты так же хочешь?», «Внешностью тебя бог обделил, так что давай учись. С мозгами, вроде, все хорошо», «Ты такой же непутевый, как твой отец. Хочешь так же кончить?!» Вы думаете, ребенок из лучших побуждений захочет доказать Вам обратное? Совсем необязательно, а, вот, отношение к себе, как к человеку, из которого уже все равно ничего не получится, может сохраниться надолго;
  • Тотальный контроль, жесткость. За такой манерой поведения родителей стоят недоверие к возможностям ребенка, в том числе интеллектуальным, сомнение в его адекватности: «Он же не ничего не понимает, ему надо все объяснять. За ним нужно постоянно следить, иначе он ничего делать не будет». Все должно делаться строго по расписанию. Не успеваешь, занимайся хоть ночью. В тот момент, когда ребенок от этого контроля избавится, он захочет испытать новые ощущения. Ему покажется, что теперь, без родительского надзора, он станет по-настоящему самостоятельным. Именно в таком состоянии люди совершают необдуманные поступки, причина которых —  в непривычной свободе. Альтернатива следующая: ребенок должен учиться выбирать с детства. Он должен справляться с определенными обязанностями не из-под палки или страха наказания, а потому что сам считает нужным их выполнить. Родители должны доверять ребенку. В противном случае в юности он рано или поздно выйдет из-под контроля, либо «надломается»;

Фактор риска

  • Акцент на удовлетворении первичных потребностей ребенка: «Главное, чтобы он был сыт, одет, обут, чтобы у него была крыша над головой». Родители забывают о том, что ребенок живет в обществе, ходит в школу, где взаимодействует с педагогами и сверстниками. В детстве далеко не все так безоблачно, как любят говорить взрослые. Хорошо, если ребенка принимают, если у него складываются доброжелательные отношения. А если его игнорируют, дразнят? Если возникают конфликты? Если он безответно влюбляется? Знают ли родители о том, что беспокоит их ребенка? К сожалению, доходит до того, что даже факты насилия ребенок скрывает от родителей, потому что те никогда не интересовались его переживаниями. Внутренний мир ребенка должен вызывать искренний интерес, ведь, Вы хотите, чтобы он был счастлив, а не просто накормлен. И интересоваться ребенком нужно с раннего возраста, а не тогда, когда возникают проблемы;
  • Отсутствие правдивой информации о психоактивных веществах. Многие родители считают, чем меньше ребенок знает, тем лучше. В результате он получает искаженную информацию на улице. Хотите этого избежать? Расскажите ребенку все сами. Предварительно почитайте о том, какое воздействие указанные вещества оказывают на организм и мозг. Посмотрите тематические фильмы. Это необходимо, чтобы Вы сами имели представление о воздействии разного рода веществ на организм. А то родители часто грешат шаблонами, типа: «Станешь дураком, подцепишь СПИД, сядешь в тюрьму». Ваш рассказ должен быть не сказкой-страшилкой, а своего рода информационным сообщением, обращенным к разуму и чувствам ребенка. Ребенок должен получить представление о реальном воздействии психоактивных веществ на организм, в том числе об остроченных последствиях употребления, об административной и уголовной ответственности и так далее. Информацию такого рода часто доносят в школах. Если в школе, где учится Ваш ребенок, уже были беседы на эту тему, убедитесь в том, что ребенок все понял правильно;
  • Негативный личный пример родителей: регулярное употребление алкогольных напитков (других психоактивных веществ) в присутствии ребенка, общение с ним в состоянии опьянения. Вам кажется, ребенок ничего не понимает? Или что это не его дело, поскольку Вы взрослый человек? Вы ошибаетесь. И платить за такие ошибки приходится годы спустя, когда ребенок становится старше.

Итак, если Вы действительно хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым, здоровым, уверенным в себе, относитесь к нему уважительно с детства. (И неважно, как Вас самого воспитывали. Вы желаете ему счастья или хотите жить в порочном круге?) Помните, что возраст это не повод считать ребенка недочеловеком. Его мозг постоянно развивается. Ребенок учится тому, чему Вы его учите. Хотите, чтобы он умел отказываться от сомнительных предложений? Чтобы принимал обдуманные решения? Не велся на «слабо»? Учите выбирать, помогайте, поддерживайте. Учите говорить «НЕТ» и учитесь принимать это «НЕТ», когда оно адресовано лично Вам. Ребенок должен убедиться в том, что отказ не приводит к напряжению отношений между близкими людьми. В этом случае он с легкостью откажет тем, кто для него менее важен. И у него не будет необходимости завоевывать уважение с помощью употребления. Помните, что психически здоровые, уверенные в себе люди вырастают из детей, которых в детстве не просто любили, но и уважали.

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много