Как научить ребенка учиться?


По мере того, как ребенок растет, родителей интересует, как научить ребенка говорить, читать по слогам, различать цвета и так далее. Малыш идет в садик. Там он тоже учится, хотя и в игровой форме. А потом наступает очередь школы.

Многие дети с воодушевлением идут в первый класс. Со временем ситуация меняется. Школа начинает вызывать отторжение. Родителям приходится придумывать новые причины, чтобы сначала замотивировать, а затем заставить ребенка ходить на уроки. И рождается новый вопрос: как научить ребенка учиться? Как пробудить интерес к занятиям?

Научить учиться

Для того чтобы на него ответить, нужно выяснить, почему ситуация изменилась. Что именно не нравится ребенку? Начните с простого: как Вы сами относитесь к его обучению? Его оценкам? Почему Вы считаете, что ему нужно ходить в школу? Для чего ему знания, с Вашей точки зрения?

Вроде бы, простые вопросы. Но, знаете, как чаще всего отвечают родители? Так надо. Все ходят в школу, мы тоже ходили. Надо учиться, чтобы дураком не быть. Чтобы получить аттестат. Чтобы потом получить образование (это уже высший пилотаж). Чтобы потом найти работу, которая будет приносить деньги (довод, который не нуждается в комментариях).

Для ребенка это не аргументы. Он не может оценить масштаб школы. Он живет сегодня. И сегодня его мало заботит работа через 10-15 лет. Более того, ребенку есть, что Вам ответить: Вы много помните из школьной программы? Хорошо, что Вы прекрасно считаете в уме и пишете без ошибок, а также помните, кто написал «Дядю Ваню» и «Бесприданницу». Но помните ли Вы химию, физику, биологию, анатомию, историю? Только урывками? А химия для Вас и вовсе темный лес? Тогда зачем они нужны ребенку? Он не собирается учиться на химика. Его география интересует. Значит, можно обойтись и без химии.

Поиск аргументов — трудная задача, которая стоит перед Вами. Как Вы с ней справляетесь? Прибегаете к шантажу? Серьезно? Вы хотите, чтобы ребенок захотел учиться или угрожаете тем, что отберете новый телефон? Не купите одежду? Находите аргументы, которые будут не только понятны, но которые не будут вызывать сопротивления и негодования. Это первое.

Как научить учиться

Второе. Многие родители сами отбивают у ребенка желание учиться. Родителям нужны хорошие оценки. Плохие оценки — плохо учишься, плохо стараешься. Не хочешь учиться. Не любишь маму. Не хочешь порадовать папу и бабушку. И неважно, что есть предметы, с которыми ребенок прекрасно справляется. Надо получать хорошие оценки по всем дисциплинам!

В такой ситуации ребенок начинает думать об оценках и перестает — о сути предмета. Он тревожится о том, что получит за домашнее задание, какую оценку ему поставят за контрольную. Тревога переходит в хронический стресс, а в состоянии стресса трудно быть заинтересованным. Ребенком управляет необходимость: нужно избежать недовольства родителей, заслужить одобрение. Без одобрения тяжело. Для многих одобрение — это любовь. Не одобряют, значит, не любят. Значит, я плохой. Как с такими мыслями заинтересоваться математикой?

Третье, напрямую связанное со вторым. Родители, для которых важны оценки, склонны к контролю. Они поправляют ребенка даже тогда, когда это не принципиально. Тотальный контроль убивает инициативу. А для обучения инициатива нужна. Нужно пробовать новые решения, доверять себе, искать новую информацию, осваивать программы. Хотите, чтобы Ваш ребенок захотел учиться? Поощряйте инициативу, меньше руководите, позвольте ему справляться с тем, что он делает, как он умеет. Он научиться мыть посуду и следить за своей одеждой, если Вы перестанете его постоянно тыкать носом. И в двойке нет ничего катастрофического. Это лишь оценка. Из нее не следует, что Ваш сын или дочь пойдут по кривой дорожке и завалять все экзамены. Ваш ребенок нормальный! Все дети получают двойки.

Не хочет учиться

Четвертое. Поддерживайте своего ребенка. Встать на сторону критикующего учителся - проще простого. Особенно, если учитель жалуется на поведение. У ребенка должен быть тыл. Ему необходимы поддержка и любовь, несмотря ни на что.

Пятое. Слушайте своего ребенка. Не считайте его проблемы ничтожными и не заслуживающими внимания. В первые годы обучения дети очень много говорят о том, что происходит в школе. Интересуйтесь происходящим, вникайте в проблемы, участвуйте в его жизни. В этом случае ребенок будет к Вам прислушиваться.

И последнее. Многочисленные исследования говорят о том, что лучше всего обучаются те дети, чьи родители сами продолжают учиться. У кого есть интерес к жизни в широком смысле слова. Если у родителей есть хобби, если они с удовольствием читают, учат иностранный язык, осваивают новое, если они умеют думать и у них есть аргументы, подтверждающие полезность, а не обязательность школы, им будет гораздо проще справляться с текущими трудностями своего ребенка.

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много