Развитие мышления


Существуют разные подходы к развитию мышления. Индивидуальные и групповые, академически признанные и авторские методики, неизвестные широкому кругу. Развить мышление можно с помощью любых из них. Важно помнить, что тренировки должны быть регулярными. В этом случае Ваши усилия вознаградятся, то есть Вы будете быстрее находить решение возникающих перед Вами задач, увеличится количество вариантов!

Развитие мышления

Классика

Классические методы развития мышления - это способы, лежащие в основе классического школьного обучения. Что же происходит в рамках хорошего школьного образования?

  • Во-первых, изучается то, что было неизвестно. А наш мозг с удовольствием воспринимает новое. Есть потребность в новизне. 
  • Во-вторых, тренируется память. Память напрямую связана с развитием мышления. Об этом нечасто задумываются, жалуясь на плохую память. Многие говорят, что трудно заставить себя соображать, почти невозможно. Но трудно спорить с тем, что можно тренировать память. Нежелание что-либо делать возникает в тот момент, когда приходит понимание, что тренировка памяти требует времени.

Есть авторские методики развития интеллекта: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), методы, которые сформулировал Э. Боно, и так далее.

Авторские методики подходят не всем, поскольку одни рассчитаны на людей усидчивых, уравновешенных, склонных к рефлексии, другие более универсальны. Школьная программа также усредняет способности и особенности учеников, однако благодаря разнообразию предметов она позволяет развить мышление подавляющему большинству учеников.

Эстетическое развитие также благоприятно воздействует на развитие мышления. Прослушивание классической музыки, посещение музеев, просмотр спектаклей с хорошими актерами позволяет повернуться к себе и без помех, ориентируясь на собственные мысли, найти способ решения поставленной задачи.

Что ухудшает наши мыслительные способности?

Наряду с возможностями, которые помогают развить мышление, есть факторы, снижающие развитие интеллекта.

  • Однообразие, рутина, не требующая обновления. Автоматическое выполнение задач, конечно, облегчает жизнь, но притупляет мозг;
  • Постоянный просмотр программ и фильмов, где прославляются примеры интеллектуальной ограниченности, фальшивых эмоций, эгоизма, жадности. Где ум становится не нужен, поскольку своих целей можно добиться с помощью манипуляции и обмана;
  • Хронический стресс, тревога. Эмоциональное состояние оказывает большое значение на способность мыслить. Именно поэтому нужно уметь справляться со стрессом, избавляться от тревоги.

Ну, и самое главное: мышление может развиваться в течение всей жизни. Возраст не критерий для оценочных выводов относительно возможностей. Без сомнения, в детстве обучение происходит легче, а во взрослом возрасте тяжелее. Почему? Дело в возрасте? Нет! Дело в том, что взрослые люди перестают осваивать новое. Они застывают в своей области работы. В ней они могут быть совершенны. Взять, к примеру, преподавателя литературы или истории. Они все знают наизусть. Им не надо учить новое. Вот почему у них развивается болезнь Альцгеймера - как у людей, не занятых интеллектуальным трудом.

Так что, если хотите сохранить свои интеллектуальные способности, тренируйте свой мозг и не забывайте о физической нагрузке, которая улучшает мозговое кровоснабжение и так же, как нагрузка интеллекутальная, способствует образованию новых связей в мозге.

 

М.Шиффман
Лицом к подсознанию

Р. Чалдини
Психология влияния

В. Москаленко
Когда любви слишком много